ГосОплата
Мобильное приложение
Проверка и оплата задолженностей ГИБДД, ФССП и ФНС с телефона!
Закрыть

Подают ли МФО в суд на должников?

Конфликты при взаимодействии сторон в рамках договора микрокредитования - распространенное явление. Решение противоречий может быть осуществлено во внесудебном и в судебном порядке. Каждая из сторон заинтересована в том, чтобы спорный вопрос был решен с наименьшими потерями и как можно скорее. Подобный исход возможен в досудебном порядке.

Законы, защищающие права потребителей микрофинансовых услуг

Положения российского законодательства направлены на защиту интересов клиентов МФО. Права физических лиц определяет закон “О защите прав потребителей”. Базовый стандарт защиты прав клиентов, утвержденный Центральным банком в 2017 году, определяет порядок взаимодействия должников и кредиторов.

ФЗ “О микрофинансовых организациях” № 151 регламентирует права и обязанности каждой из сторон. С января 2020 года действовавший ранее механизм урегулирования споров был изменен. В соответствии с нововведениями получатели финансовых услуг смогут обратиться в суд только после того, как финансовый спор был рассмотрен финансовым уполномоченным.

Микрофинансовая организация может пойти на уступки заемщику при условии, что требования заемщика аргументированы и правомерны.

По закону досудебный порядок рассмотрения спора между клиентом и МФО подразумевает привлечение независимой стороны. Потребитель не имеет права обращаться в суд, проигнорировав этап досудебного урегулирования спора. Перед привлечением финансового уполномоченного сначала следует обращение к кредитору. Посредник приступает к защите прав клиента МФО в случае, если кредитор оставил запрос без внимания или отказался действовать в соответствии с условиями, которые были выдвинуты заемщиком.

Что предпринимают микрофинансовые организации для взыскания долгов без суда

В случае если клиент допустил просрочку платежа по микрозайму МФО может действовать несколькими способами:

Внутреннее взыскание

Когда человек забывает о том, что нужно оплатить долг, система организации напоминает об этом в автоматическом режиме - при помощи SMS - сообщений или роботизированных звонков, напоминающих о необходимости внесения оплаты.

Если заемщик не внес платеж в ближайшее время, начинают работать специалисты отдела взыскания МФО. Они разбираются с причиной образования задолженности, относят заемщика к соответствующей категории. Установив причины возникновения финансовых сложностей, специалисты помогают клиенту найти подходящие варианты решения проблемы.

Каждая коммуникация с заемщиком подлежит документированию. Подобный подход позволяет держать под контролем деятельность специалистов МФО. Порядок необходим для дальнейшего контактирования по образовавшейся задолженности.

Все обещания по выплатам фиксируются специальными программами. Учет требуется для установления даты следующего звонка. Взаимодействие с должником осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • Звонить по телефону можно не более 2-х раз в неделю;
  • Запрещено беспокоить заемщика с 22 вечера до 8 утра;
  • Звонки в выходные и праздничные дни с 20 до 9 часов запрещены.

Обращение к внешним коллекторам

Работа МФО с должником продолжается до определенного момента. Если процесс затягивается, привлекаются коллекторские агентства. Их работа также регулируется положениями законодательства. Коллекторам разрешены личные встречи с должниками - не чаще одного раза в неделю. За свою работу агентства получают определенный процент от долга при условии, что он будет выплачен.

Почему некоторые МФО не подают в суд

Некоторые микрофинансовые организации не подают в суд на должника. Это может быть обусловлено несколькими причинами:

  • Небольшая сумма долга. Судебные издержки могут превышать расходы, которые понесет компания. Если клиент погасил сумму долга и ему осталось оплатить только проценты и неустойку, вынесенное решение суда может не удовлетворить МФО;
  • Компания не имеет официального представительства в регионе. Отсутствие юридической службы делает сопровождение судебного процесса слишком затратным;
  • Отсутствие доходов и имущества у должника. В связи с этим даже при выигрыше, кредитор не сможет рассчитывать на получение выгоды;
  • Представитель МФО уверен в том, что решение, вынесенное судьями будет предвзятым. Это часто приводит к снижению уровня притязаний микрофинансовых организаций.

Причиной того, что компании не обращаются в суд, являются высокие процентные ставки. Убытки от должников покрываются за счет добросовестных заемщиков.

Список микрофинансовых организаций, которые могут подать в суд

Четкого списка, включающего МФО, которые могут подать на недобросовестных плательщиков в суд, не существует. С некоторыми клиентами можно договориться. С другими судиться нет смысла. Видя это, агентства передают дела коллекторам. Определить список микрофинансовых компаний, которые чаще всего обращаются в суд, можно изучив отзывы постоянных клиентов. Возвращают долг при помощи судебных разбирательств обычно крупные компании:

  • “ГринМани”;
  • “Турбозайм”;
  • “Е-капуста”;
  • Webbankkir;
  • “Быстроденьги”;
  • Moneyman;
  • “Главфинанс”.

Какие шаги следует предпринять должнику, в случае, если МФО подало на него в суд?

Очень часто при оформлении микрозайма клиенты не изучают должным образом договор кредитования, оставляя без внимания прописанные в нем штрафы за несвоевременное погашение задолженности. В результате заемщику приходится отвечать в суде.

Клиент может отстоять свои права в суде, и при наличии высомых причин не платить. Потребуется документальное подтверждение:

  • Трудовая книжка - при потере работы;
  • Справка об инвалидности или больничный лист - при появлении проблем со здоровьем;
  • Любые доказательства при наличии других весомых причин.
Не все заемщики могут справиться собственными силами. Оптимальное решение в таких ситуациях - обращение к услугам опытного адвоката. Юрист сделает все необходимое для того чтобы защитить интересы своего клиента, не допустит ущемления его прав благодаря знанию законодательства.