ГосОплата
Мобильное приложение
Проверка и оплата задолженностей ГИБДД, ФССП и ФНС с телефона!
Закрыть
  • Судебные приставы Судебные приставы

  • Штрафы ГИБДД Штрафы ГИБДД

  • Проверить налоги Проверить налоги

Судебные приставы Судебные приставы

Нажимая кнопку "Проверить" вы принимаете условия политики конфиденциальности

Штрафы ГИБДД Штрафы ГИБДД

Проверить налоги Проверить налоги

Можно ли открыть ИП после банкротства?

Можно ли открыть ИП, если признан банкротом как предприниматель?

Можно ли открыть ИП, если признан банкротом как физическое лицо?

Правовые последствия банкротства

Условия для регистрации ИП после признания банкротства

Банкротство накладывает на предпринимателей и юридических лиц множество ограничений. Давайте разберемся, можно ли открыть ИП после банкротства и как скоро это можно сделать после завершения процедуры.

Можно ли открыть ИП, если признан банкротом как предприниматель?

Согласно ст. 216 закона №127-ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.2002 (далее – закона №127-ФЗ), если предприниматель был признан банкротом, то он не вправе регистрироваться в качестве ИП в течение 5ти лет с момента окончания процесса продажи имущества или прекращения исп. производства по делу о банкротстве.

В течение этого времени гражданин не должен заниматься коммерческой деятельностью, а также управлять любым юридич.лицом (кроме кредитных организаций ‒ ими нельзя управлять в течение 10ти лет). Таким образом, предпринимателю-банкроту не разрешается не только открывать ИП, но и занимать руководящую должность (быть директором юрлица, членом совета директоров и т.п.) в течении как минимум пяти лет.

Примечание. Законом не запрещено регистрировать в качестве ИП близких родственников банкрота или перейти на налоговый режим для самозанятых и платить налог на профессиональный доход в размере 4% или 6%.

Штраф за занятие предпринимательской деятельностью без гос. регистрации составляет от 500 до 2000 рублей.

Можно ли открыть ИП, если признан банкротом как физическое лицо?

В этом случае, регистрироваться в качестве ИП не запрещено. В ст. 213.30 закона №127-ФЗ запрета на открытие ИП для физлица, признанного банкротом, нет. А значит, начать предпринимательскую деятельность и открыть ИП можно хоть на следующий день после получения статуса банкрота.

Если вы планируете заниматься бизнесом и регистрироваться в качестве ИП после банкротства, то тогда есть смысл сначала закрыть ИП, а только потом начинать процедуру банкротства. Подробнее о том, как прекратить деятельность в качестве ИП, можно узнать в статье «Как закрыть ИП с долгами?».

Правовые последствия банкротства

Итак, мы узнали, что физическому лицу можно открыть ИП после банкротства. Какие же тогда ограничения накладывает закон №127-ФЗ на обычных граждан? Физлицам-банкротам запрещается:

  • Брать кредиты (займы) без указания на факт банкротства – в течение 5ти лет;
  • Начать новую процедуру банкротства – в течение 5ти лет;
  • Участвовать в управлении компанией – в течение 3х лет;
  • Управлять кредитной организацией – в течение 10ти лет;
  • Занимать управляющую должность в страховой компании, негос. пенсионном или инвестиционном фонде, микрофинансовой организации – в течение 5ти лет.

Условия для регистрации ИП после признания банкротства

Основное условия, которое должно быть выполнено – это истечение 5-летнего срока с прекращения производства по делу о банкротстве (или завершения процедуры реализации имущества).

Если 5 лет уже прошло, то гражданин может смело подавать документы на регистрацию в качестве ИП. Для повторной регистрации вам понадобятся:

  • Заявление по форме №P21001;
  • Копия паспорта;
  • Квитанция об оплате пошлины (800 рублей на 2021 год).

Перед подачей документов важно выбрать вид деятельности по ОКВЭД (этот код нужно будет указать в заявлении на регистрацию) и определиться с режимом налогообложения. Уведомление об использовании спецрежима (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН) можно подать вместе с документами или позднее, но в пределах установленного срока.

Подать заявление на открытие ИП можно лично:

  • в налоговую инспекцию по месту регистрации в паспорте;
  • в многофункциональный центр «Мои Документы»;
  • через нотариуса.

Отправить заявление можно также дистанционно:

Важно! При подаче заявления в электронном формате, а также через МФЦ или нотариуса, госпошлину уплачивать не нужно.

Если все документы будут в порядке, то вас зарегистрируют в качестве ИП. Забрать выписку из единого реестра можно будет через 3 рабочих дня. Отказать в регистрации могут гражданам, которые:

  • не предоставили необходимые для регистрации документы;
  • предоставили документы в ненадлежащий государственный орган;
  • оформили документы с нарушением требований;
  • предоставили документы с недостоверной информацией и т.п.

С полным списком условий можно ознакомиться в статье 23 закона №129-ФЗ.

Концелидзе Эднарий Эмзариевич Эксперт по юридическим вопросам