• Судебные приставы Судебные приставы

  • Штрафы ГИБДД Штрафы ГИБДД

  • Проверить налоги Проверить налоги

Судебные приставы Судебные приставы

Штрафы ГИБДД Штрафы ГИБДД

Проверить налоги Проверить налоги

Нажимая кнопку “Проверить“ вы принимаете условия оферты

Как работают коллекторы?

Когда задолженность может быть передана в коллекторскую службу?

Как должна по закону проходить работа коллекторов по взысканию средств с должника?

Кто контролирует работу коллекторов?

Как подать жалобу?

Если раньше коллекторские агентства были полностью независимы, то сейчас их деятельность строго регламентирована. Давайте посмотрим, как работают коллекторы в 2021 году и куда обращаться, если они нарушают права и законные интересы заемщика.

Когда задолженность может быть передана в коллекторскую службу?

По закону банковская организация имеет право продать задолженность третьей стороне (коллекторской службе) без решения суда или согласия заемщика. Единственное условия, которое должно быть соблюдено – это наличие в кредитном договоре пункта о том, что при неуплате заимодавец (тот, кто дает займ) может передать финансовые обязательства третьей стороне.

Процесс передачи финансовых обязательств коллекторскому агентству выполняется по договору цессии. В этом случае банк передает право взыскания долга коллекторам и таким образом частично покрывает свои убытки.

Когда именно задолженность будет продана коллекторам, зависит от различных обстоятельств и политики самого банка. В среднем, договор с коллекторами заключается через 3-6 месяцев после неуплаты платежа. Обычно такое решение принимается, если:

  • Человек не платит ни основной долг, ни проценты по кредиту;
  • Заемщик избегает контакта с кредитором или скрывается от него.

До 2017 года банк был не обязан уведомлять должника о продаже долга коллекторам, но сейчас кредиторы обязаны сообщать о заключении договора цессии в течение 30 дней. Банк должен отправить уведомление заказным письмом по почте на адрес, указанный заемщиком в кредитном договоре. Уведомления по sms или e-mail не считаются официальными и не имеют юридической силы.

Как должна по закону проходить работа коллекторов по взысканию средств с должника?

В 2021 году коллекторские компании должны работать в соответствии с принятым в 2016 году законом № 230-ФЗ. Если раньше должники испытывали сильное давление, угрозы, порчу имущества и даже нападения от особо «талантливых» коллекторов, то сейчас все это в прошлом.

В настоящее время при обращении к должнику коллекторы должны представиться, назвать компанию, которую они представляют, и сообщить подробности о долге. Диалог должен строиться в деловом стиле без нецензурных выражений и угроз.

В законе также прописано, сколько раз и как должно происходить общение с должником.

Как должны работать коллекторы:

Личные встречи ‒ не чаще 1го раза в неделю;

Звонки по телефону – не больше 1го раза в сутки, 2х раз в неделю, 8ми раз в месяц;

Текстовые и голосовые сообщения – не больше 2х раз в сутки, 4х раз в неделю, 16ти раз в месяц.

Также разрешено отправлять должнику обычные письма по почте. Никаких ночных звонков быть не должно, общение с должником должно происходить в определенные часы – с 8:00 до 22:00 по будням и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники.

Вести законную коллекторскую деятельность могут только аккредитованные компании. Все они указаны в официальном реестре на сайте ФССП (сейчас там 457 компаний).

Коллекторы НЕ должны:

  • Использовать физическую силу, угрожать расправой или убийством;
  • Портить имущество или угрожать этим;
  • Использовать опасные для здоровья или жизни способы взыскания задолженности;
  • Оказывать психологическое давление;
  • Обманывать должника по вопросам размера долга, сроков возврата средств, уголовного преследования и другим поводам;
  • Передавать/раскрывать персональные данные о должнике третьим лицам;
  • Привлекать к взаимодействию с должником более 2х человек одновременно;
  • Взаимодействовать с должником, если он:
    • Находится на лечении в больнице;
    • Получил I группу инвалидности;
    • Признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • Признан банкротом;
    • Начал процесс реструктуризации долгов.

Кто контролирует работу коллекторов?

Если коллекторы нарушают закон, угрожают вам, портят имущество или превышают указанные в законе лимиты, должник вправе обратиться в Федеральную службу судебных приставов – орган, уполномоченный контролировать деятельность коллекторских агентств.

Вы также можете подать жалобу, если коллекторы звонят и пишут членам вашей семьи, родственникам или коллегам.

Как подать жалобу?

Пожаловаться на работу коллекторов можно в следующие инстанции:

  • ФССП;
  • НАПКА («Национальная ассоциация проф. коллекторских агентств») – негосударственная организация, основная цель которой развить в России цивилизованный рынок взыскания долгов;
  • В полицию (при отказе в возбуждении уголовного дела, вы можете оспорить постановление об отказе в прокуратуре);
  • Суд.

Пожаловаться в ФССП можно лично или дистанционно. Служба приставов принимают заявления через канцелярию, по почте и через интернет-приемную.

Определенной формы жалобы на коллекторов не предусмотрено, но есть определенные правила при обращении в ФССП. Так, заявитель должен указать в заявлении:

  • Куда направляется обращение (наименование подразделения (жалоба подается по месту жительства заявителя), ФИО старшего пристава, которому будет направлена жалоба);
  • Свои контактные данные (ФИО, телефон, адрес; при подаче жалобы также нужно указать e-mail, куда будет направлен ответ);
  • Суть дела (когда долг был передан коллекторам, название банка и коллекторского агентства, какие действия коллекторов нарушают ваши права/интересы и т.д.);
  • Требования (заявитель может попросить сотрудников службы провести проверку, привлечь виновных коллекторов к ответственности, возбудить дело об административном нарушении и т.п.).

Скачать образец жалобы в ФССП на действия коллекторов можно по этой ссылке.

К заявлению необходимо приложить:

  • Копию паспорта;
  • Копию кредитного договора/договора займа;
  • Детализацию звонков/смс-сообщений от мобильного оператора, копию договора на оказание услуг связи с данным оператором;
  • Аудиозаписи общения (на CD-диске);
  • Скриншоты с угрозами и оскорблениями в ваш адрес в соцсетях;
  • Копии писем от коллекторов (в том числе полученных вами по e-mail);
  • Копии постановлений правоохранительных органов и прокуратуры (если вы туда обращались).

А также доказательства нарушений в работе коллекторов, например:

Если средств на распечатку материалов нет, вы можете попросить снять копии документов на личном приеме в ФССП. Обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней.

Подать жалобу в НАПКА можно через сайт zhaloba.napca.ru. Чтобы подать жалобу, заполните электронную форму и приложите необходимые документы (в электронном виде). Средний срок рассмотрения жалобы – 1 неделя. Если проверка подтвердит нарушения в работе коллекторов, организация может потребовать от коллекторского агентства устранения выявленных нарушений и отчета о принятых мерах. В худшем случае компанию исключат из членства в НАПКА.

Подавать заявление в суд стоит только в том случае, если вы уже обращались в полицию, прокуратуру или ФССП для решения конфликтной ситуации, но вас продолжают преследовать коллекторы. В суде можно аннулировать договор, если вами были найдены расхождения по одному из пунктов (например, в кредитном договоре не было оговорено, в каких случаях долг передается третьему лицу).

Помните, что подать в суд могут и сами коллекторы, если должник не идет на сотрудничество и не возвращает долг. Обычно суд встает на сторону кредитора или его правопреемника, и тогда по судебному решению должнику придется вернуть не только долг, но и судебные издержки.

Чтобы избежать просроченных задолженностей, регулярно проверяйте наличие исполнительных производств на свое имя по базе ФССП. Для поиска воспользуйтесь бесплатным сервисом «ГосОплата». Указав свои данные, вы сможете найти судебные и налоговые задолженности, а также непогашенные автоштрафы.

Концелидзе Эднарий Эмзариевич Эксперт по юридическим вопросам